Пятница, 09.12.2016, 14:33
Психология любви
На ГЛАВНУЮ страницу сайта Самое интересное Знаменитые высказывания О ЛЮБВИ Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Виды консультации психолога:
1. Очная встреча с психологом в Москве и Подмосковье

2. Консультация психолога по скайпу

3. Консультация психолога по электронной почте

4. Бесплатная консультация психолога

Читайте подробнее о вариантах психологических консультаций
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0



Главная » 2014 » Сентябрь » 29 » Ощущение самого себя в работах современных нейропсихологов
18:31
Ощущение самого себя в работах современных нейропсихологов

В комментариях к данной статье я буду публиковать ценные цитаты из работ современных нейропсихологов, посвященные образу самого себя и своего тела у ребенка, протопатической чувствительности и другим подобным темам. Начинаем с работ Детского невропатолога, профессора и заведующего кафедрой Клинических основ специальной педагогики и специальной психологии Московского городского педагогического университета Бориса Архипова, а затем и его научных партнеров.

Слабая сенситивность, как правило, связана с незрелостью глубокой протопатической чувствительности. Это самый древний вид чувствительности, с помощью которой человек легко «находит» свои части тела: руки, ноги, пальцы, затылок... Кстати, именно глубокую чувствительность специалисты считают основой для восприятия человеком себя как отдельного существа. Если она не сформирована или нарушена, у ребенка полноценно не развивается чувство внутреннего «я». А это значит, что не происходит накопления опыта собственных достижений, когда результат ощущается как «я это сделал сам», вследствие чего запаздывает или не развивается способность к избирательности в отношениях с людьми, предметами. Ребенок не знает, что для него главное, что второстепенное, к чему надо стремиться, от чего отказываться. И что мы видим? Многие современные дети плохо понимают самих себя, свои проблемы, им сложнее строить отношения с людьми.
Причины этих нарушений надо искать в семье, в том, как строятся отношения ребенка с родными людьми, в первую очередь с матерью. Чтобы растение зацвело, оно должно добрать определенное количество воды и тепла; чтобы ребенок созрел и заинтересовался окружающим миром, он должен дополучить стимулирующие воздействия на глубокую чувствительность – в первую очередь это материнские объятия. Во время крепких объятий мама, в том числе своей психоэмоциональной энергетикой, помогает ребенку достроить свой телесный тонус, почувствовать самого себя. Отметим, что при взаимодействии с мамой происходит достраивание не только телесной, но и эмоциональной устойчивости ребенка. Но только в том случае, если мама «переливает» в ребенка свой положительный эмоциональный тонус. К сожалению, эмоциональное состояние современных родителей нередко характеризуется повышенной тревожностью и раздражительностью. А в отношениях с ребенком стало гораздо больше дистанцированности: совместные эмоциональные переживания, занятия, доверительные, искренние разговоры, игры, чтение книг теперь редкость. И самое печальное, что родители зачастую не видят в этом проблемы либо не понимают, как можно ситуацию изменить. Современным папам и мамам очень недостает родительской компетентности (возможно, эта проблема была «передана» им от их собственных родителей). И здесь им могли бы помочь педагоги, но, к сожалению, сами учителя тоже не очень компетентны в вопросах развития ребенка.

Итак, в комментариях к данной статье читаем работы нейропсихологов по теме внутренней чувствительности. А ценную информацию об изучении аутистических расстройств можно посмотреть по ссылке: Дети с аутизмом - особенности терапии и абилитации

Просмотров: 645 | Добавил: heatpsy | Теги: развитие, Архипов, чувствительность, нейропсихология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 9
avatar
9
Очень интересная статья. Узнала много нового, буду применять на опыте
avatar
0
8
Работа механизма компенсации основана на оттормаживании хаотичности реагирования таким образом, чтобы время удержания процесса в активном состоянии соответствовало его пространственному опознаванию центральной нервной системой и могло быть вегетативно обеспечено. Таким образом, механизм компенсации предназначен для стимуляции (вплоть до ее подмены внутренними эквивалентами) или торможения эффектов воздействия со стороны окружающей среды, вызывающих те или иные феномены сопровождающие рост и развитие ребенка. То есть, если активность окружающей среды ниже порога компенсации ее нервной системой, то возникает ситуация парадоксального воз­никновения очагов возбуждения в коре головного мозга, являющихся причиной тонического напряжения соответствующих мышечных групп, вплоть до масок различных эпифеноменов. В данном случае, недостаток притока импульсации в центральную нервную систему с периферических кожно-мышечных рецепторов компенсируется искусственным мышечным сокращением, вызванным возбуждением ядер двигательных центров головного мозга ребенка. Это свидетельствует о том, что при недостаточности вегетативной компенсации возникает опора (как на потребностное) на рефлекторную компенсаторную реакцию.
avatar
0
7
Взаимосвязь уровней развития возникает на самых ранних этапах онтогенеза и имеет черты биологической обусловленности и генетической запрограммированности. Но в процессе развития и формирования тела и высшей нервной деятельности постепенно начинают проявляться элементы высших психических функций, свободные от вегетативно-двига­тельной обусловленности. Этот вектор задает направление и иерархию уровней развития, пространственно-временная развертка которых позволяет выделять естественным образом возникающие и взаимодействующие последовательности, объединенные триплетно как зоны потребностного, актуального и компенсаторного развития.
Зону потребностного развития занимает тот уровень, в котором ребенок направляет свою активность в окружающую его среду. По отношению к ребенку это внешнее про­странство, которое он осваивает; место проб и ошибок самого ребенка, которые он совер­шает при взаимодействии с взрослым или без него.
Зону актуального развития занимает тот уровень, в котором ребенок дифференциру­ет взаимодействия с окружающей средой. На этом уровне совершается переход от генерализованных и хаотичных реакций к локализованным и специализированным действиям. Это уровень разделения внутреннего пространства на два взаимообусловленных подпро­странства: внутреннее, глубинное, вегетативно-органное, связанное с поддержанием пос­тоянства внутренней среды организма, и внешнее, вегетативно-рефлекторное, связанное с реакцией организма на внешнесредовые воздействия. В актуальном пространстве проис­ходит выравнивание временных промежутков взаимодействия, т.е. актуальное ритмизует взаимодействие с окружающей средой.
Зону компенсаторного развития занимает тот уровень, за счет которого ребенок возмещает затратность активности, направленной во внешнее пространство. Это тот «барьер, который позволяет организму сохранять потенциал нейрофизиологических резервов в запасе и не реагировать внутренними, телесными механизмами на внешние воздействия».
avatar
0
6
5. Психический уровень.
Психический уровень начинает развиваться с периода новорожденности, и связан со всеми выше перечисленными уровнями. Поэтому все, что приобретается в процессе онтогенеза как биологическое индивидуальное (внутреннее), так и личностное (внешнее), весь объем психических новообразований включает телесные, эмоциональные, когнитивные, социальные и духовные функции.
Основной акцент этого уровня связан с речевой функцией, которая циклически приобретает пространственно-временную характеристику как средство передачи информации, обеспечивая социальную задачу общения.
avatar
0
5
4. Эмоциональноволевой уровень.
Эмоциональноволевой уровень начинает формироваться с периода новорожденности и подчиняется тем рефлекторным, вегетативным, сенсомоторным и эмоциональным воздействиям, которые идут от матери. Поэтому с раннего возраста его проявления выглядят как «реакция оживления» (реакция всего организма).
Впоследствии, на основе сенсомоторного уровня, выделяются те двигательные реакции, которые в устойчивом состоянии обозначаются и поддерживаются взрослым как мимические, жестовые и позные. Время их удержания увеличивается по мере развития ребенка и становится принадлежностью психической сферы. Ребенок вынужден многократно повторять эти реакции добиваясь от окружения похожих, для сравнения и отличия, действий. Посредством этих действий-эмоций сенсорика выносится в пространство и становится, например, частью событийности, сопереживания, содействия, сотворчества. При этом внутренний процесс ощущения переживания этого действия также обслуживается и вегетативными, и рефлекторными симптомами, что еще более индивидуализирует этот уровень.
Возможности формирования и развития эмоционально-волевого уровня не заканчиваются зрелым возрастом и могут поддерживаться познавательными и социальными задачами, которые определяются самим человеком.
avatar
0
4
3. Сенсомоторный уровень.
Сенсомоторный уровень начинает функционировать как сенсорный и моторный (двигательный) с внутриутробного периода. С момента рождения преобладает двигательная активность ребенка при минимальных сенсорных процессах. Видимая хаотичность движений обусловлена связью этого уровня с рефлекторными реакциями.
По мере роста и развития рефлекторные реакции упорядочиваются во времени и пространстве. Появляются ощущения собственного положения и движения, которые впоследствии оформляются как целенаправленные действия, то есть произвольные акты.
На 1-ом году жизни ребенка движения имеют стереотипный характер для формирования чувства положения и чувства самого движения уже связанного с осваиваемым пространством. Так формируется моторносенсорное телесное пространство. Сначала это пространство собственного тела, затем это пространство предметов, затем – действий. Потом появляется собственное Я-пространство как познавательное (эмоционально-познавательное, затем волевое-когнитивное, затем социально-потребностное).
Сенсомоторное пространство можно считать телесным с возрастного периода 2,5 – 3 года. Дальнейшее формирование происходит параллельно процессу роста и усложнению форм произвольной деятельности, включая учебный процесс. Формируются сенсорные (чувственные) и двигательные (пластика тела) качества со своими индивидуальными особенностями: чувство собственной мимики, жеста, позы, ходьбы, бега, прыжка, танца, речи. На их основе формируется эйдетическое чувство движения: полета, парения, возможного выполнения какого-либо действия, чувство завершенности действия, чувство социальной успешности. Все эти качества объединяются термином «соматогнозис-самосознание».
Начиная формироваться как сенсомоторный, впоследствии в процессе учебы он становится перцептивно-деятельностным. Это характеризует его как непрерывный процесс, обеспечиваемый вегетативной и рефлекторной системами как более низкими уровнями подкрепления. То есть, его развитие является непрерывным и последовательным процессом перехода к эмоциональноволевому, который и строится на этой основе.
Сенсомоторный уровень обогащает эмоциональноволевой и психический уровни точно так же, как его обогащают вегетативный и рефлекторный.
avatar
0
3
2. Рефлекторный уровень.
Рефлекторный уровень начинает свое функционирование внутриутробно, что обеспечивает реакции движения плода. С момента рождения его главной функцией является жизнеобеспечение на основе реакций: защитных (выбрасывание рук при резкой смене положения, зажмуривание глаз, чихание, кашель), ориентировочных (ориентация на звук, свет, запах, движение, прикосновение), витальных (обеспечивают сосание, глотание, слезовыделение), выделительных (моча, кал, слезы, пот, сперма). Они все сопровождают человека в течение всей жизни и согласуются с вегетативными реакциями.
От рождения до 1,5 лет доминируют рефлекторные автоматизмы, на основе которых и при непосредственном участии взрослого формируются условно-рефлекторные реакции, сопровождающие любое действие.
Непосредственные рефлексы с кожи, мышц, сухожилий, нервов являются индивидуальной характеристикой центральной нервной системы.
В процессе развития рефлекторная система позволяет обеспечивать реакции включения, переключения и выключения при всем многообразии внешних воздействий. Таким образом, происходит обучение собственной нервной системы выделению главного из множества средовых факторов при одновременном игнорировании второстепенных, что способствует формированию личности с индивидуальными характеристиками эмоциональных и психических функций. А в целом, создают условия для распределения собственных затрат (двигательных, чувственных, волевых, эмоциональных, когнитивных и др.) в социальной сфере для устойчивого саморазвития.
avatar
0
2
Описание уровней внешнего пространства.
1. Вегетативный уровень.
Вегетативный и рефлекторный уровни обеспечивают жизнедеятельность человека в течение всей его жизни. Вегетативные симптомы, прежде всего, проявляются в приспособительных реакциях при соотношении внешних и внутренних процессов. С рождения эти реакции учитываются как реакции ритма сердца (частота сердечных сокращений изменяется с возрастом и является характеристикой оформленности внутренних систем организма) и частоты дыхания, являясь ритмическими, эти параметры входят в стандарт электрофизиологических исследований: ЭКГ, ФКГ, УЗДГ, функции внешнего дыхания, частота дыхательных движений.
К вегетативным относятся ритмические функции желудочно-кишечного тракта, мочевыводящей системы, сон-бодрствование, вестибулярные и зрительные реакции, локомоторные реакции. Все они участвуют в формировании высших психических функций, являясь при этом принадлежностью высшей нервной деятельности.
Проявления вегетативных реакций заметны в сосудодвигательных и кожных (покраснение-побледнение) реакциях, трофическом обеспечении роста ногтей, волос, кожи, мышц, костей, головного мозга. Прочувствовании собственного тела на этапах развития, что служит базисным опытом для освоения новых психических функций.
Формирование устойчивых эмоциональных реакций и волевых качеств тоже во-многом связано с вегетативной нервной системой.
avatar
0
1
Методика Б.А.Архипова направлена на поиск и обнаружение сильных и устойчивых (проявленных) свойств или психических функций человека, а также слабых, неустойчивых, неиспользующихся или непроявленных в ходе индивидуального развития качеств, мешающих реализации онтогенетической программы. Как те, так и другие (сильные и слабые) могут быть индивидуальными, свойственными только ему, характеристиками человека (особенно это касается ребенка), которые с возрастом накапливаются и, по большей части, не осознаются ни самим ребенком, ни его окружением, включая родителей и сверстников. Вместе с тем, накапливаясь на ранних этапах онтогенеза определенные «дисфункции» в силу разных причин, включая экологические факторы внутренней и внешней среды, могут существенно менять характер и ход психического развития ребенка. Не вдаваясь в подробности морфогенеза и функциогенеза мозга, генез психических функций становится доступным анализу по тем внутренним и внешним способам реализации привычных (усвоенных в опыте) действий-схем, которые ребенок использует в процессе достижения результата.
avatar
Форма входа
Поделиться записью
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск

Так же, для общения с единомышленниками, вступайте в нашу группу вконтакте: "Психология любви: друг на час - друг навсегда"

Как разместить рекламу на этом сайте и в Живом Журнале

Яндекс.Метрика
Сделать бесплатный сайт с uCoz